Бой на акустической гитаре для начинающих

Бой на акустической гитаре для начинающих

Уметь сыграть классный ритм на гитаре - это базовый навык любого гитариста: никогда не поздно его развивать. Выучив несколько простых аккордов, вы сможете быстро начать применять бой на акустике в вашем творчестве (можно даже просто настроить открытые струны вашей гитары в нужные для аккорда тональности). Такие музыканты как Нил Янг, Курт Кобейн, Ноэл Галлахер или Джимми Пейдж имели свой индивидуальный подход к, казалось бы, самому обычному бою. Давайте же углубился в детали.

В примерах ниже мы будем использовать различные базовые аккорды и последовательности: если они покажутся вам слишком сложными - не сдавайтесь! Выберете любой аккорд, который вам больше нравится, и попробуйте потренироваться на нём. Бой чаще всего играют при помощи медиатора, поэтому мы рекомендуем вам использовать этот аксессуар. Конечно, существуют определенные виды боя, которые нужно играть пальцами, например - элегантное и утонченное фламенко, или авторские стили вроде того, в котором играет икона фингерстайла - Томми Эммануэль, но в этой статье мы сфокусируемся на тех схемах боя, которые подразумевают игру медиатором.

 

Давайте начнём с базовых символов и терминов.

Когда вы играете боем, вы можете использовать удары как вниз, так и вверх. Удары вниз означают, что ваш медиатор двигается по направлению к полу (от басовых струн к самым тонким), удары вверх, соответственно - ровно наоборот. Для начала просто возьмём аккорд Em и сыграем его ударами вниз: по одному удару на каждый счёт - вы можете видеть обозначение 4/4 в левом верхнем углу. Удары вниз обозначаются символом, использованным над нотами. Держите медиатор немного расслабленно, чтобы он едва задевал струны, таким образом удаётся создать иллюзию, что вы играете все струны одновременно.

 Рисунок 1.png

Расслабленный хват медиатора и быстрая игра по струнам даёт ритмически точное и яркое звучание. Подходит ли то, что получилось у вас, под это описание? Если да - отлично! Нет? В этом случае, вероятно, вам не достаёт чётких движений рукой, из-за чего ритм композиции “рассыпается”. Простая тренировка со временем поможет избавиться от этой проблемы.

Удары вверх чаще всего приходятся на слабую долю, поэтому песни, в которых они используются, пишут с использованием восьмых нот: удары вниз играются на счёт (1, 2, 3, 4), а удары вверх - на “и” между цифрами (1 и 2 и 3 и 4 и). Если вы отстукиваете ритм ногой - ориентируйтесь на то, в каком направлении двигается ваша ступня. Во втором упражнении вы можете увидеть, что удары вверх также отмечаются специальным символом, похожим на галочку.

Рисунок 2.png 

Важно напомнить, что вам нужно играть по каждой струне с каждым ударом. Это может казаться очевидным, однако на деле ситуация часто обстоит по-другому: играя удары вниз музыкант задевает лишь басовые струны, а играя удары вверх - лишь верхние струны, как было бы правильно, выгляди партия вот так:

Рисунок 3.png

Мы не говорим о том, что точность ударов обязательно должна быть доведена до совершенства, ведь немного рандома делает любую песню более живой, однако за этим нюансом стоит следить.

Перейдём к следующему упражнению: в нём мы будем менять аккорды. Обратите внимание, что последний аккорд перед сменой состоит просто из открытых струн. Ни один человек не способен молниеносно сменить один аккорд на другой, поэтому подобный приём - распространённая практика: просто используйте последний удар вверх как время, чтобы перестроиться. Если вы обратите внимание на то, как играют ваши любимые музыканты, вы поймёте, как часто они делают так же.

 Рисунок 4.png

После того, как вы освоились с базовыми движениями, время добавить немного ритмических вариаций. До этого мы играли ровными восьмыми нотами, а в этом упражнении заменим две из них - на одну четвёртую: другими словами, удар вниз будет звучать не один счёт (1), а два (1 и).

Рисунок 5.png

Вот ещё одна популярная схема боя с определенным ритмическим рисунком:

Рисунок 6.png

В предыдущих двух упражнениях мы пропускали несколько ударов вверх, но также можно поступать и с ударами вниз, создавая при этом синкопированный ритм. Синкопирование возникает за счёт того, что после удара вверх не следует удар вниз. Это помогает выделять отдельные акценты.

 Рисунок 7.png

Самое время поговорить о музыкальном ударении - то, что мы называем акцентами. Хорошая акустическая партия часто напоминает барабанный бой: низкие струны выступают в роли бас-барабана, а верхние - в качестве малого. В базовых барабанных партиях бас-барабан чаще всего играют на счёт 1 и 3, а малый - на счёт 2 и 4. Следующее упражнение - простой способ адаптировать этот приём на гитаре. Для того, чтобы расставить акцент, достаточно сыграть тот или иной аккорд громче - ударив по струнам с большей силой.

 Рисунок 8.png

Можно акцентировать отдельные удары и создавать таким образом интересные ритмические партии, даже если на первый взгляд вам кажется, что ритм в той или иной композиции достаточно ровный. Песни приобретают индивидуальность именно благодаря особой динамике и акцентам. Символами, которые напоминают математический знак “больше, чем” акценты отмечаются в нотах.

   Рисунок 9.png

После того, как вы разобрались с ударами, пришло время добавить паузы. Во время паузы инструмент не должен звучать: ведь так утомительно слушать бесконечный звук инструмента, который не контрастирует с тишиной. Для того, чтобы “сыграть” паузу, достаточно заглушить струны, положив на них ладонь.

  Рисунок 10.png

 

К списку новостей Следующая новость