Гитарные лады: всё, что вам нужно о них знать

Гитарные лады: всё, что вам нужно о них знать

Хотя некоторые гитаристы и пытаются экспериментировать с безладовыми гитарами, они далеко не так популярны, как безладовые басы. Кажется, что если ты - гитарист, то лады - неизбежная и незаменимая часть твоего инструмента, и, скорее всего, оно и к лучшему.  

Лады делят гриф на удобные отрезки, обозначающие полутона: с их помощью мы без труда пониманием, где находятся те или иные ноты. Скрипка или виолончель обладает безладовым грифом, поэтому в случае с игрой на этих инструментах мастерство и точность - основополагающие составляющие успеха. С другой стороны, на скрипке вы играете по одной ноте за раз: любой, кто пытался учиться играть на скрипке в школе знает, что это невероятно сложно, а теперь представьте, что вам нужно сыграть аккорд из четырёх нот на безладовом грифе!   

Однако аккорды - жизненно необходимая вещь, когда речь заходит об игре на гитаре, а отсюда следует и вывод, что лады - тоже. Конечно, если вы собираетесь экспериментировать с микротонами или экзотическими тональностями, то вы не сможете сделать это на традиционном ладовом грифе, однако эти проблемы не актуальны для абсолютного большинства гитаристов.   

Предшественники современной гитары были безладовыми, но с того момента, как уд эволюционировал в лютню, лютье начали пробовать обвязывать лигатуры или кишковых струн вокруг грифа. Со временем они высыхали и уменьшались в размерах, более плотно располагаясь на грифе. Во время игры музыканты чувствовали “лады” и на лицевой и на задней части грифа.   

Первыми ладами, которые вставлялись непосредственно в накладку, стали лады из кости. Кость неплохо “работала” со струнами из кишок, но когда появились более современные струны с оплеткой - выбор материала пал на металл, и по сей день именно металл используется для производства гитарных ладов.    


Разработка формы

Первые металлические лады визуально достаточно сильно отличались от тех, к которым мы привыкли сегодня. Первые лады были представляли собой прямоугольные полоски металла, вставленные в накладку: то, что вы могли видеть над накладкой находилось и под ней. Таким ладам требовались более широкие слоты. Они были типичны для винтажных акустических гитар вроде Martin, которые активно занимались производством своих собственных ладов. До сих пор существуют немногочисленные сообщества гитаристов, которые предпочитают эти винтажные лады современным.   

Запатентованные в 1920-х годах Клинтом Смитом лады типа ‘T-fret’ быстро стали стандартом индустрии - и остаются им по сей день. Буква T в названии олицетворяет “хвостик” лада, который вставляется в накладку. В целом, строение лада типа ‘T-fret’ очень похоже на гриб. “Хвостик” такого лада намного уже, чем прямоугольная часть винтажного лада, поэтому столы для ладов ‘T-fret’ выпиливали прямо на накладке. На “хвостике” располагаются зазубрины, которые держат лад на месте, не давая ему двигаться. Сам “хвостик” настолько узкий, что делать верхушку лада, располагающуюся над накладкой, такого же размера, как в случае с винтажными ладами, не представлялось возможным для комфортной игры.  Поэтому Смит разработал более широкую часть, называемую “кроной”, которая обладает плоской поверхностью в том месте, где она соприкасается с накладкой, и изогнутой поверхностью там, где лад соприкасается со струнами. Закругленная поверхность лада помогает сделать интонирование инструмента более точным.       


Размер важен

Хотя большинство ладов, используемых в современных гитарах, типа ‘T-fret’, их нельзя назвать одинаковыми. Есть вещи, которые вам, как гитаристу, стоит учитывать: верхняя часть лада может отличаться различной длиной и шириной. Лады разной высоты или ширины по-разному влияют на звучание гитары и на ваши ощущения во время игры.  

В случае с высокими ладами вы можете получить ощущение скалопированного грифа. На гитарах с такими ладами проще делать подтяжки или контролировать вибрато. Обратная сторона этих ладов - снижение скорости вашей игры, если лад слишком узкий, ведь они могут ощущаться как “лежачие полицейские” под вашими пальцами, а если вы слишком сильно прижмёте струну - нота будет звучать слишком резко.    

Большинство гитаристов предпочитают высокие и широкие лады высоким и узким, ведь чем шире лад, тем более плавным изгибом верхушки он обладает. Такие лады не тормозят ваши пальцы во время движения вверх-вниз по грифу, что особенно важно, если ваша техника подразумевает скоростную игру.   


Разница в звуке

В 50-е года многие джазовые музыканты предпочитали очень низкие лады. Например, популярный в то время Les Paul Custom многие называли “безладовое чудо”, хотя лады на нём, очевидно, присутствовали. С течением времени менялись стили и мода, и сейчас слишком низкие лады могут стать проблемой, особенно - для блюзовых и рок-музыкантов. Да и в целом - отношение к комфортной высоте ладов сильно изменилось. 

Одним из многих мифов, ассоциирующихся с легендарным Стивом Рей Воном, был тот, что чем более толстые лады установлены на гитаре, тем более “жирным” звучанием обладает инструмент. Музыкант предпочитал массивные лады - иногда даже устанавливал на гитарные грифы лады от бас-гитар. Конечно, с такими ладами было удобнее контролировать подтяжки на струнах 13-го калибра, но так ли на самом деле лады влияли на общее звучание инструмента?       

Предположим, что лады на гитаре располагаются на одной высоте по всей длине грифа, и все они обладают одинаковым радиусом верхней части. В таком случае площадь соприкосновения струны с ладом будет одинаковой независимо от ширины лада. Ситуация может меняться по мере того, как лады со временем будут изнашиваться, так как более широкая и плоская поверхность неблагоприятно влияет на читаемость нот, а инструмент в целом может звучать менее ярко и более мягко.    


Выбор материала

Хотя в некоторых случаях до сих пор используется латунь, большинство гитарных ладов делают из нейзильбера (сплав меди с никелем и цинком). Пропорции в сплаве могут варьироваться, но чаще всего это 18% никеля - для выносливости и 80% меди - для того, чтобы лад был достаточно мягким. Некоторые производители, однако, используют меньше меди и больше цинка.  

Для людей, страдающих аллергией на никель, существует вариант ладов из нержавеющей стали. Сталь - достаточно жесткий металл, поэтому требуется много усилий для того, чтобы сделать из неё лад и отполировать его для комфортной игры, поэтому такие лады стоят дороже. Из плюсов - лады из нержавеющей стали обладают особенно гладкой поверхностью, и на инструментах с такими ладами проще делать бэнды. Более того, лады из нержавеющей стали практически не стачиваются из-за игры, поэтому, вероятно, вам нескоро придётся задуматься об их замене. Некоторые музыканты также считают, что нержавеющая сталь звучит более ярко. 

Как и все остальные аспекты, выбор ладов зависит от индивидуального вкуса того или иного музыканта: попробуйте поиграть на гитарах с ладами разной высоты и ширины, а также на ладах из разных материалов для того, чтобы составить своё впечатление. 

К списку новостей Следующая новость