Мастерство формирования звучания топа акустической гитары – это одновременно и наука, и творчество, но, самое главное – безусловное чувство того, в каком месте нужно расположить элементы для наилучшего результата.
В нашу эру алгоритмов и автоматизации кажется особенно важным провести границу между различными дисциплинами и складами характера людей, ведь кто-то из них – «творец», а кто-то - «академик». Разная работа требует разного склада ума. Что интересно, в случае с производством гитар, истина лежит где-то между двумя точками: гитарному лютье важно быть и «ученым» и творческой личностью и, иногда, даже психологом.
Одна из самых удивительных вещей, которую гитарные лютье делают в рамках своей работы – работа с верхней декой гитары и формирование её характерного и уникального звучания. Если в двух словах, то для этого к нижней стороне деки клеят кусочки мягкого дерева определенной формы и разных размеров: они помогают верхней деке компенсировать силу натяжения струн, позволяя ей свободно вибрировать, производя звук.
То есть, задача заключается в том, чтобы разместить в нужном месте брусок нужной формы и нужной толщины. И убрать излишки дерева там, где их быть не должно. Акустическая гитара превосходного качества будет служить вам вечность, но не забывайте, что это – хрупкий и деликатный инструмент, благодаря которому вибрации от струн многократно усиливаются, и вы можете слышать звук.
Если перестараться, инструмент будет звучать, однако звучание его будет плохо читаемым. Если наоборот – установить недостаточное количество пружин, или сделать их слишком тонкими, звучание будет рассеянным, а гитара быстро придёт в негодность.
Конечно же, вся сложность происходящего заключается ещё и в том, что вам нужно «сформировать» звучание инструмента целиком, не имея при этом готового инструмента. Как же предугадать, каким образом и какого размера бруски нужно расположить на верхней деке, чтобы получить то или иное звучание?
В конце концов, полагаем, что подходов к «озвучиванию» топа акустики существует ровно столько же, сколько существует гитарных лютье. Один из испанских лютье предложил следующую схему: он играл аккорды на готовой гитаре, а затем пальцами «ощупывал» топ на предмет областей, которые влияли на звук больше всего. Через розетку лютье убирал или добавлял пружины в эти области и смотрел, каким образом звучание поменяется. Такой подход – крайне сложный, но также – наглядный.
Некоторые лютье используют специальные «приспособления» для того, чтобы измерить, насколько топ искривляется с тем или иным набором пружин, и, в зависимости от показаний, вытачивают пружины, пока не добьются нужных характеристик. В непредсказуемом мире гитаростроения научный подход – это отличный выбор, однако практика показывает, что он – слишком общий, и не учитывает многие особенности такого сложного процесса как формирование звука верхней деки.
Другие лютье используют специальные шаблоны, благодаря которым основные пружины располагаются на всех создаваемых гитарах в одних и тех же местах, отличаются нюансы – толщина самого топа, толщина брусков – в зависимости от породы дерева, из которых делают и то и другое. Распространенным приёмом также можно назвать «прощупывание» звука, когда лютье осторожно стучит по деке и слушает звук: бытует мнение, что колоколоподобное звучание в таких случаях говорит о том, что гитара с этой верхней декой будет звучать превосходно.
Важно, конечно, помнить, что «превосходное звучание» индивидуально в зависимости от музыканта. Поэтому создавать гитары, исходя лишь из сухой науки – значит упускать творческую и самую захватывающую часть этого процесса.
Ищете электроакустическую гитару для выступлений на сцене? Хотите разобра...
Kyshona (произносится как “Ку-шау-ну) - музыкант, композитор, активистка ...
Дэвид Ли Мёрфи известен широкой публике благодаря своему хиту под названи...
Изучения основ боя на акустической гитаре - ключ к превращению ежедневного ...
Сначала Гарт Брукс обосновался в Вегасе со своим шоу Garth Plus One, затем ...