Парлор: история компактной гитары

Парлор: история компактной гитары

Парлор - это гитара компактного корпуса с узкой талией. В последние годы инструменты формы парлор переживают второй расцвет, пользуясь популярностью как среди начинающих музыкантов, так и среди профессионалов. Об истории популярности парлоров - в этой статье.

В 2013-м году канадский астронавт Крис Хэдфилд вошёл в историю, сыграв в открытом космосе на своей компактной гитарке песню Боуи “Space Oddity”. Видео этого момента стало вирусным, и облетело весь мир, всколыхнув новый интерес к акустическим гитарам, а особенно - к гитарам небольшого размера.  

“Гитары, которые сейчас считаются небольшими, когда-то были вообще-то самыми крупными из доступных, - комментирует один из представителей музыкальной индустрии - Ричард Хувер. - В старину не делали большие инструменты, потому что в этом не было нужды. Музыкантам не требовались особо громкие инструменты, пока не настала пора ансамблей”.

Хувер считает, что в наше время, благодаря развитию гитарного усиления, размеры акустической гитары перестал напрямую соотноситься с её громкостью, а это значит, что музыканты могут выбирать любой удобный для них корпус. “В начале 80-х интерес к инструментам небольшого размера начал расти, так как люди осознали, что им не обязательно покупать дредноут, чтобы иметь громкую гитару, - говорит Хувер. - В 1985-м году, пожалуй, около 70 процентов всех выпущенных гитар были именно дредноутами. В наши дни расстановка сил кардинально отличается от того времени”.

В наше время парлоры, пожалуй, в первую очередь ассоциируются с фолк-исполнителями, включая таких артистов как Джоан Баэз или раннего Боба Дилана, а также - с блюзовыми гитаристами вроде Блайн Блейка или Блайнд Лемон Джефферсоном. “Мне нравятся старомодные парлоры, - говорит мультиинструменталист Дон Флемонс, - для своих записей я часто использую парлоры, такие инструменты обладают энергичным, но в то же время мягким звучанием. У парлора прекрасный отклик как на игру пальцами, так и на игру медиатором”.   

Даже в рамках блюграсса, жанра, для которого характерен выбор больших гитар вроде дредноута, музыканты активно используют парлоры. “Джоди Стекер играл блюграсс на парлоре годами, и это звучало просто великолепно, - комментирует Эрис Шёнберг, эксперт по винтажным гитарам из Калифорнии.

Одним из самых знаменитых музыкантов, использовавших в своих работах парлор, является Марк Ортон: композитор записывал гитары небольшого размера для оркестровых партий, саундтреков для кино и театра. Фирменное звучание Ортона - тот, благодаря которому ему предложили писать музыку для многих важных картин, например - для фильма “Небраска” - родилось именно благодаря использованию парлора. “Парлор - невероятно отзывчивый инструмент, - считает Ортон. - Достаточно лишь лёгкого движения руки, чтобы заставить его звучать. Он отлично подходит и для игры пальцами и для игры медиатором”.

 

Краткая история парлора

Обладая небольшим корпусом и укороченной мензурой, парлоры представляют собой самые небольшие из всех шестиструнных моделей акустических гитар. Парлор часто воспринимают как связующее звено между традиционной испанской гитарой с нейлоновыми струнами и современной акустикой с металлическими струнами.

В начале 19-го века парлор в основном использовали женщины хрупкой комплекции, так как его компактные размеры позволяли играть на инструменте комфортнее.

Популярность парлоров начала спадать к 20-м годам прошлого века, когда гитарные компании перешли к производству инструментов с большим корпусом, конструкция которого была в состоянии выдержать усиленное натяжение металлических струн. Дредноуты практически полностью захватили рынок, и о парлорах забыли на несколько десятилетий. Сегодня, благодаря технологиям, позволяющим усилить звучание любой акустической гитары, размеры корпуса инструмента более не имеют принципиального значения с точки зрения громкости. На фоне этого популярность парлоров вновь поползла вверх, особенно - среди гитаристов, предпочитающих винтажное звучание. Более того, парлор - отличный вариант корпуса для девушек или подростков, которым, как правило, традиционная форма дредноута часто не является комфортной.   

Практические все современные гитарные бренды имеют в своих линейках акустических гитар парлоры. Takamine - не исключение: гитары-парлоры в наших сериях носят название New Yorker.

К списку новостей Следующая новость