• Главная
  • Новости
  • Длина мензуры акустической гитары: что это такое, и на что она влияет

Длина мензуры акустической гитары: что это такое, и на что она влияет

Длина мензуры акустической гитары: что это такое, и на что она влияет

Длина мензуры - одна из характеристик акустической гитары, которая обладает значительным влиянием на звучание гитары и ощущения во время игры. Многие музыканты, особенно - начинающие, не берут эту характеристику в расчёт, выбирая инструмент, чаще всего - из-за отсутствия понимания того, каким конкретно образом та или иная длина мензуры сказывается на звучании гитары. В этой статье мы постарались объяснить её значение простым языком, а также ответить на другие частые вопросы, такие как “почему существует несколько способов измерить длину мензуры?”, “Какой калибр струн лучше всего подойдёт для той или иной длины мензуры?”. “Почему я вообще должен обращать внимание на длину мензуры, когда выбираю гитару?”.

Мы попросили прокомментировать вопрос длины мензуры американского лютье и эксперта по ремонту и реставрации гитар Мартина Кита:

“На заре своей карьеры я работал в компании, которая специализировалась на инструментах с нестандартной длиной мензуры, поэтому я особенно люблю эту тему. Если говорить простым языком, длина мензуры - это длина активного (вибрирующего) отрезка открытой струны - между верхним и нижним порожками. Если мы говорим о длине мензуры акустической гитары, это значение чаще всего составляет 25.5” или 24.75”. Тем не менее, для того, чтобы измерить длину мензуры гитары, недостаточно просто измерить расстояние от верхнего до нижнего порожка, так как нижний порожек может находиться ближе предполагаемой точки края мензуры или наоборот - дальше от неё, для того, чтобы инструмент обладал правильным интонированием. Для того, чтобы точно измерить длину мензуры, лучше произвести измерения от верхнего порожка до середины двенадцатого лада и умножить результат на два.     

Общее правило длины мензуры гласит: для определенного калибра струн, настроенного в определенный строй - чем длиннее мензура - тем сильнее натяжение струн. Важно подчеркнуть, что здесь речь идёт только о вибрирующем отрезке струны между верхним и нижним порожками: длина струны за пределами этой области может влиять на общее ощущение от инструмента во время игры, однако не влияет на силу натяжения струн.

Правильная отстройка мензуры - важная задача в рамках отстройки акустической гитары в целом. Инструменты с более короткой мензурой могут быть более требовательными по ряду причин, например: слабое натяжение струн более вероятно вызовет дребезжание ладов; получить правильное интонирование на слабом натяжении - сложнее. Музыкантам, которые привыкли к низкому положению струн на мензуре 25.5”, будет комфортнее играть при более высоком положении струн на мензуре 24.75”. И напротив - музыкантам, которые привыкли играть на гитаре с короткой мензурой при переходе на инструмент с более длинной мензурой рекомендуется использовать струны легкого калибра.

Многие музыканты задаются вопросом, насколько сильно меняются звучание и ощущение от игры, если длина мензуры различается всего на 3/4 дюйма. В качестве примера рассмотрим натяжение струн одного из самых популярных калибров для акустических гитар - .012–.053. На мензуре 25.5” сложное растяжение равняется 160.5 фунтов, в то время как сложное растяжение тех же струн на мензуре 24.75” составляет 151.24 фунта. Таким образом, трёхпроцентное изменение длины мензуры вызывает шестипроцентное изменение натяжения. Для сравнения, натяжение струны 12-го калибра на короткой мензуры близко к натяжению струны 11-го калибра на более длинной мензуре.

Помимо натяжения струн нужно учитывать их подвижность. Более толстые струны - менее подвижны по сравнению с лёгкими калибрами струн. Чем менее подвижна струна, тем менее чётким интонированием она обладает: именно поэтому басовым струнам требуется более тщательная компенсация интонирования, чем верхним (тонким) струнам. В звучании чересчур жестких струн могут присутствовать различные призвуки и ложные обертона.

Низкие частоты, с другой стороны, богаче звучат на длинной мензуре, чем на короткой, так как вы можете использовать более толстые и более подвижные струны. Тонкие (верхние) струны - напротив - могут звучать слишком резко и пронзительно при высоком натяжении, в то время как на короткой мензуре их звучание чаще всего можно охарактеризовать как мягкое или тёплое. Таким образом, важной задачей лютье или музыканта является поиск золотой середины между чистым, хорошо артикулированным звучанием басовых струн и приятным, не слишком резким звучанием верхних струн путём подбора оптимального сочетания мензуры и калибра струн. Прекрасным примером такого баланса является концертный рояль, в котором длина мензуры басовых струн - намного длиннее, чем мензура верхних струн. Представьте, сколько мороки бы было, если бы все струны на рояле обладали одинаковой длиной мензуры!   

Хотя диапазон гитары намного меньше, чем диапазон рояля, есть отдельные случаи, когда короткомензурный инструмент не подойдёт под нужды музыканта, например - если ему требуется играть в пониженном строе (D или C), или если речь идёт об инструменте, у которого больше шести струн (например - восьмиструнный баритон). Пытаясь улучшить интонирование басовых струн без потери качества звучания верхних, некоторые современные производители гитар применяют технологию мультимензуры: на таких инструментах басовые струны имеют более длинную мензуру, а верхние струны - более короткую. Лады на таких инструментах расположены не как обычно - параллельно, а веерообразно, что по началу может сбивать с толку, однако это лишь дело привычки.    

Важно обращать внимание на длину мензуры при выборе инструмента. Вы наверняка замечали, что иногда, взяв в руки гитару, вы сразу чувствуете, что это - ваш инструмент, и длина мензуры играет в этом случае не последнюю роль. Разница в ширине ладов как правило ничтожно мала: например, разница в расстоянии между первым и вторым ладом у мензур 25.5” и 24.75” - около сорока тысячных дюйма. Но даже такая небольшая разница чувствуется во время игры многими музыкантами: музыканту, который привык играть на мензуре 24.75” потребуется время, чтобы почувствовать себя комфортно, играя на инструменте с мензурой 25.5”. Помните об этом, сравнивая несколько гитар: если на какой-то из них вам неудобно играть - нужно более детально разобраться с причинами.

Гитарные мастера часто адаптируют длину мензуры, чтобы оптимизировать инструмент под определенные нужды: для музыкантов, которые играют джаз, например, мастер скорее всего будет рассматривать короткую мензуру для того, чтобы получить тёплое звучание и мягкую атаку. Музыканту, играющему блюграсс, напротив - больше подойдёт длинная мензура, которая добавит звучанию резкости и яркости.    

Длина мензуры - одна из фундаментальных составляющих уравнения превосходного звучания для того или иного стиля или музыканта, поэтому важно понимать, каким образом она влияет на общее звучание гитары и выбор калибра струн: это понимание в будущем поможет вам достичь наилучших результатов.

К списку новостей Следующая новость