• Главная
  • Новости
  • Как различные породы дерева влияют на звучание акустической гитары

Как различные породы дерева влияют на звучание акустической гитары

Как различные породы дерева влияют на звучание акустической гитары

Когда речь идёт о цельнокорпусной электрогитаре, нужно принимать во внимание множество различных факторов, таких как тип звукоснимателей, конфигурация электроники, форма корпуса гитары, и в этой ситуации та или иная порода дерева, использованная для производства гитары - лишь одна из характеристик, влияющих на общее звучание. Когда же речь заходит об акустических гитарах,сочетание определенных пород древесины является определяющим звучание фактором. Выбор древесины для корпуса, грифа и накладки практически полностью определяет звучание вашей акустической гитары.   

Различные бренды отдают предпочтения различным породам дерева, однако в течение последних нескольких лет среди них всех прослеживается единый тренд. Частично это связано с принятыми несколько лет назад ограничениями CITES, которые касались палисандра и бубинги: считается, что эти породы дерева находятся под угрозой. Хотя в 2019-м году эти ограничения были сняты для производителей музыкальных инструментов, многие гитарные бренды успели найти полноправные замены этим породам: сейчас альтернативные, менее известные породы дерева активно используются для производства акустических гитар различных ценовых сегментов.   

Почему различные породы дерева звучат по-разному?

Многие слышали о том, что какие-то породы звучат ярче, темнее или насыщеннее, чем другие, но мало кто задумывался - почему?

Дерево - это органический материал, который меняет форму и плотность по мере того, как он растёт. С возрастом волокна древесины могут меняться практически до неузнаваемости. В силу непредсказуемости и изменчивости в характере роста дерева, любой кусок древесины будет обладать своими несовершенствами и особенностями, будь то отчётливо видный на поверхности сучок или микроскопическое углубление. Различным породам дерева свойственны те или иные несовершенства и характерные черты, и именно поэтому они отличаются друг от друга звучанием.  

Представьте себе две комнаты: одну маленькую, и одну - большую. Играя на гитаре в маленькой комнате, вы заметите, что звук затихает быстрее из-за ограниченного пространства, однако гитара будет звучать более чисто. В большой комнате ситуация приобретает обратный характер: звук будет длиться больше, однако потеряет свою чистоту. Теперь перенесите эту метафору на пустые пространства между волокнами у различных пород дерева. Если древесина плотная, то пространства между волокнами будет немного, поэтому можно ожидать быструю атаку и чистое звучание. Если древесина - менее плотная, между волокнами будет больше пространства для резонирования звука, а значит - более тёмное звучание с хорошим сустейном.    

Ламинированное дерево и массив древесины: в чём отличие?

Когда речь заходит о типах дерева, которое используется для производства акустических гитар, чаще всего выбор стоит между ламинированным деревом и массивом древесины.

Корпус акустической гитары собирают из тонких кусков дерева. Ламинированное дерево, как можно понять из названия, представляет собой кусок древесины, состоящий из нескольких слоёв, скрепленных между собой при помощи клейкой основы и давления. Благодаря такой конструкции можно использовать экзотические породы древесины в качестве наружного слоя, дополняя его внутренними слоями из более дешевой древесины: таким образом, вы получите гитару, которая будет выглядеть особенно, в рамках небольшого бюджета, так как тонкий кусок древесины для наружного слоя конечно же будет стоить намного меньше, чем массив такой древесины.

Если мы говорим о массиве древесины - мы подразумеваем цельный кусок древесины, который используется для той или иной части гитары. В некоторых случая массивный кусок может быть разделен на две части и зеркально склеен: часто это можно увидеть, если посмотреть на верхнюю деку гитары. Акустические гитары из массива древесины стоят дороже, чем гитары из ламинированного дерева, однако и звучание массива отличается особенно сложным и богатым звуковым профилем.

Для производства большинства наших моделей Takamine мы используем массив древесины для верхней деки и ламинированное дерево для обечайки и задней деки.

Древесина задней деки и обечайки

Древесина, которая используется для производства корпуса гитары, должна не только красиво выглядеть, но и превосходно звучать. Усиливая общее звучание инструмента и подчёркивая определенные частоты, древесина корпуса оказывает большое влияние на общих характер звучания гитары. Важно также тщательно подбирать комбинации различных пород дерева, которые используются в качестве материала корпуса и в качестве материала верхней деки, так как некоторые из них могут плохо сочетаться друг с другом. Давайте рассмотрим самые популярные варианты пород древесины для производства корпуса акустической гитары.  

Палисандр

Палисандр - без сомнений самая популярная и прочная порода дерева, которая используется в качестве материала корпуса акустической гитары. Десятилетиями палисандр использовался в гитаростроении повсеместно. Существует два самых распространенных вида этой породы: индийский палисандр и его более дорогая и эксклюзивная альтернатива - бразильский палисандр.

Бразильский палисандр обладает утонченным внешним видом и богатым, искрящимся звучанием, делая эту породу особенно востребованной среди гитарных лютье. В силу ограничений, связанных с CITES, о которых мы писали выше, бразильский палисандр стал использоваться намного реже, уступив первенство индийской разновидности. Индийский палисандр более распространён в природе и стоит значительно дешевле.

Бразильский палисандр выглядит более эффектно: эта порода отличается благородным тёмно-коричневым оттенком с яркими оранжевыми и чёрными прожилками. Индийский палисандр легко отличить: древесина этого цвета обладает шоколадным оттенком с более прямыми вкраплениями пурпурного, красного или серого.

Обе разновидности палисандра звучат чисто и ярко, имея прекрасный отклик по всему частотному диапазону. Можно отметить немного “проваленную” середину с ярко выраженными верхами и низами. Палисандр прекрасно резонирует и обладает богатыми обертонами, которые являются визитной карточкой этой породы, отличающей её от всех остальных.

Вкратце: богатое звучание, полное обертонов, с кристально-чистыми верхами. Тёмно-коричневый оттенок с чёрными вкраплениями волокон.

Takamine P7D.jpg

Takamine P7D с корпусом из массива палисандра

Махагони

Махагони, в качестве более бюджетной альтернативы палисандру, обязан своей популярностью таким брендам как Martin и Gibson. Это ни в коем случае не значит, что махагони - менее качественная порода дерева - нет! Она просто другая.

Махагони легко визуально отличить благодаря его узнаваемому красно-коричневому оттенку древесины. Это - твёрдое и плотное дерево, которое звучит “мясисто” и тепло. Особенно плотные куски махагони могут обладать частью звуковых характеристик палисандра, но в целом - эта древесина характеризуется сбалансированным звучанием с чётко подчёркнутой серединой в противовес чётко подчёркнутым верхам и низам, если мы говорим о палисандре.  

С течением времени сфокусированное звучание махагони уступает место более обволакивающим звуку с большим количеством обертонов, поэтому можно сказать, что звучание махагони со временем раскрывается.

Так как махагони занимает одно из первых мест по популярности среди пород древесины для корпуса акустических гитар, его можно услышать на множестве легендарных записей и концертов.

Вкратце: тёплое звучание с чёткой серединой. Древесина красно-коричневого оттенка с отчётливыми очертаниями волокон.

Takamine TF740.jpg

Takamine TF740FS с корпусом из махагони

Сапеле

Африканская порода дерева, во многом напоминающая махагони как в отношении внешнего вида, так и в отношении звукового профиля. За добычей сапеле ведется строгое наблюдение, чтобы предотвратить чрезмерную вырубку этой породы, что делает сапеле экологичной альтернативой более редким породам. Глубокие, хорошо различимые рисунки волокон напоминают о схожести с махагони, однако само по себе сапеле обладает более светлым красновато-янтарным оттенком.

Звучание сапеле также отличается мощными низами и яркой серединой, а также крайне разборчивыми верхами, что делает сапеле - универсальной древесиной для акустической гитары, которая может использоваться для игры в различных стилях и жанрах. Большую роль также играет стиль игры самого музыканта: средние частоты и тёплое звучание сапеле особенно заметно во время мягкой игры боем, а искрящиеся верха - во время игры соло партий или фингерстайла.

Вкратце: звучание схоже с махагони, однако сапеле обладает более выраженными верхами. Цвет древесины - янтарно-красный.

Takamine P1DC.jpg

Takamine P1DC с корпусом из сапеле

Клён

Хотя клён часто используется в качестве материала корпуса для скрипок, он не настолько распространён в мире акустических гитар. Для этого есть несколько причин, однако его внешний вид - определенно не одна из них: клён может похвастаться огромным количеством различных рисунков, каждый из которых выглядит абсолютно сногсшибательно! Многие музыканты потратили свои кровно заработанные деньги на гитары из клёна, будучи очарованными именно его неповторимым внешним видом.  

Волнистый клён (также известный как огненный клён) и фигурный клён - две самые популярные разновидности клёна, хотя в последние годы также набирает популярность и глазковый клён. Важно отметить, что характер рисунка волокон будет иметь большое влияние на стоимость инструмента, однако практически не повлияет на его звучание. Однако, плотность каждого отдельно взятого куска - определенно повлияет.  

Клён - очень плотная, твёрдая древесина, что напрямую отражается на скорости затухания звука - у клёна она очень быстрая. Это делает гитары из клёна прекрасным выбором для живых выступлений, так как его звучание хорошо пробивается через общий микс инструментов. Более того, клён звучит особенно ярко, громко и сфокусированно: вы слышите каждую ноту - отдельную или в аккорде - чисто и читаемо. Звучание клёна часто называют “прозрачным.

Вкратце: яркое звучание с моментальным откликом и превосходной проекцией. Светло-золотистый оттенок с большим количеством различных вариантов рисунка.

takamine-gj72ce-nat.jpg

 Takamine GJ72ce с корпусом из клёна

Коа

Родина коа - Гавайи, где жта древесина является популярным выбором для производства корпусов укулеле. Коа определенно нельзя назвать бюджетной породой дерева, поэтому на рынке существует достаточно ограниченное число инструментов, чей корпус сделан из этой древесины.  

Необыкновенный внешний вид коа - одна из основных причин востребованности этой древесины, однако и её звучание отличается от прочих пород дерева. В самом начале инструмент из коа будет звучать особенно ярко, а с течением времени, и по мере того, как на инструменте будут играть, звучание коа приобретет тёплые сладковатые нотки с ярко выраженными низами. Многие музыканты считают, что это особенное звучание стоит затраченного на его ожидание времени. Коа вряд ли подойдёт музыкантам, которые предпочитают играть медиатором, из-за её, вероятно, чрезмерной яркости, однако музыкантам, играющим пальцами, определенно стоит обратить внимание на это удивительное дерево. Покупая гитару из коа, помните: вначале она будет звучать ярко, но со временем её звуковой профиль изменится на менее резкий и более мягкий.     

Вкратце: очень яркое звучание, которое смягчается со временем, становясь округлым и тёплым. Шикарный внешний вид, преимущественно карамельные оттенки с контрастными вкраплениями.

Takamine EF508KC.jpg

Takamine EF508KC с корпусом из коа

Орех

Во многом похожий на коа, орех является плотной древесиной с характерным искрящимся ярким звучанием. Средние частоты ореха, однако, более сбалансированные, что делает его похожим на нечто среднее между палисандром и махагони. Как и в случае с коа - звучание ореха становится теплее и мягче с годами.  

Орех - популярная альтернатива коа: он намного более распространен, его проще добывать, и, конечно же, он стоит значительно дешевле коа. Своей популярностью он также обязан яркому, “мясистому” звучанию и стильному тёмно-коричневому оттенку древесины. Орех - более универсальное дерево по сравнению с коа.

Вкратце: яркое, искрящееся звучание с немного более выраженными низами и серединой, если мы сравниваем с коа. Древесина тёмного оттенка.   

Takamine GD51ce.jpg

Takamine GD51ce с корпусом из чёрного ореха

Материалы верхней деки

Материал верхней деки - не только первое, на что вы визуально обращаете своё внимание, он играет основополагающую роль в звучании вашего инструмента. Верхняя дека - одна из тех частей гитары, которая находится между струнами и “коробкой” корпуса гитары, поэтому породу дерева для верхней деки нужно выбирать очень тщательно. Но и выглядеть она должна круто, правда? Ниже мы приводим несколько самых популярных пород дерева для верхней деки акустической гитары.  

Ель

Если бы существовал прописанный стандарт индустрии в отношении пород древесины для верхней деки акустической гитары - ель точно была бы на первом месте. Ель является бесспорным фаворитом в этой области и встречается на большинстве акустических гитар с металлическими струнами. Главная причина этого состоит в том, что ель - абсолютно универсальное дерево, чье звучание подходит для любого музыкального жанра и стиля. Существует несколько видов ель, самые популярные из которых - ситхинская ель, энгельманская ель и адирондакская ель.

Ель обладает широким динамическим диапазоном и великолепной артикуляцией с моментальным откликом. Независимо от того, в каком стиле вы играете, ель обеспечивает плотное сбалансированное звучание. Некоторые музыканты считают, что у ели нет своего характера, однако для многих универсальность инструмента играет самую важную роль. Энгельманская ель звучит немного более легко по сравнению со своими родственниками, а адирондакская - немного громче.

Древесина ели, как правило, кремового или светло-коричневого оттенка в зависимости от разновидности: энгельманская ель, например, немного светлее, чем ситхинская. Со временем древесина ели может темнеть, приобретая желтоватый оттенок.  

Вкратце: универсальное сбалансированное звучание. Светлый оттенок древесины.

Takamine p4dc.jpg

 Takamine P4DC с топом из ели

Кедр

Кедр - вторая по популярности после ели порода древесины для верхней деки, которая традиционно чаще всего используется для гитар с нейлоновыми струнами.

Кедр - менее плотная по сравнению с елью порода древесины, благодаря чему кедр звучит более тепло и темно. Кедр также обладает более богатыми обертонами, из-за чего его звучание можно описать как менее искрящееся, однако более характерное. Из-за структурных особенностей древесины кедр звучит сравнительно тише, чем многие другие породы дерева. При сильной атаке кедр может потерять чистоту звучания, поэтому эта порода не слишком популярна среди музыкантов с сильной атакой. С другой стороны - мягкое звучание кедра и его богатые обертона прекрасно подойдут музыкантам, которые играют в технике фингерстайл.   

Что касается внешнего вида - оттенок древесины кедра чаще всего можно описать как медово-коричневый или светло-шоколадный. Его легко можно визуально отличить от ели, так как древесина кедра значительно темнее.

Вкратце: тёплое мягкое звучание, богатое обертонами. Более тёмная, по сравнению с елью, древесина.

 takamine_p3dc-12.jpeg

Takamine P3DC-12 с топом из кедра

 

Махагони

Махагони в качестве материала верхней деки акустической гитары - не самый популярный выбор, однако и такие варианты тоже встречаются: хотя махагони чаще всего используется в качестве материала корпуса, среди всего многообразия акустических гитар на рынке можно встретить и гитару с верхней декой из махагони.

Как мы уже писали ранее - махагони достаточно просто отличить визуально от прочих пород дерева благодаря его характерному красноватому оттенку. Махагони - жесткая, плотная древесина, которая обладает характерным “мясистым” тёплым звучанием. Покупая гитару с топом из махагони вы получите сбалансированный звук с ярко выраженными средними частотами.  

Вкратце: редкий вариант в качестве материала верхней деки, однако обладающий характерным звучанием с хорошей серединой. Древесина красноватого оттенка.

Takamine GD11M.jpg

Takamine GD11M с топом из махагони

Материалы грифа и накладки

Грифы акустических гитар чаще всего делают из клёна или махагони, потому что с этими породами проще всего работать, и потому что они лучше всего реагируют на давление, создаваемое натянутыми струнами. Накладка - тот элемент гитары, в котором можно встретить более разнообразный выбор, а ещё - это та часть гитары, с которой непосредственно контактирует ваша рука во время игры, именно поэтому выбор древесины накладки особенно важен. Ниже мы приводим несколько самых популярных вариантов.

Палисандр

Палисандр, вероятно, самый популярный материал, который использовался в качестве накладки на протяжении многих лет. С ограничениями CITES производителям пришлось искать другие альтернативные варианты, однако сейчас, когда эти ограничения были отменены для гитарной индустрии, палисандр быстро возвращает свои былые позиции. Как мы уже писали - есть два основных вида палисандра - бразильский и индийский. Если вам удалось найти гитару с накладкой из бразильского палисандра - вы настоящий счастливчик, ведь это очень редкий случай!

Палисандр стал популярным выбором в качестве материала накладки благодаря его гладкой поверхности и особенной прочности. Поверхность палисандровой накладки не стирается со временем, как это происходит с некоторыми другими породами, и это, помимо всего прочего, делает его идеальным вариантом для накладок, ведь накладка - та часть гиатры, с которой вы контактируете постоянно. Поверхность палисандра также немного маслянистая сама по себе, поэтому ему не требуется покрытие, и он очень приятный на ощупь

Эбеновое дерево

Эбеновое дерево - также популярный выбор в качестве материала накладки на протяжении многих лет, однако чаще оно используется для электрогитар. Его узнаваемый тёмно-коричневый оттенок - одновременно привычный и особенный. Существует две основные разновидности эбенового дерева: африканское и азиатское. Азиатское чёрное дерево отличается большим количеством коричневых прожилок, которые визуально не нравятся некоторым музыкантам, поэтому африканский вариант чёрного дерева используется чаще.

Эбеновое дерево - очень плотное и тяжёлое, однако гладкое и приятное на ощупь. Оно обладает высокой природной маслянистостью, а это значит, что как и в случае с палисандром - ему не требуется дополнительного покрытия. Чёрное дерево - выбор музыкантов, чей стиль подразумевает быструю игру. Оно также не стирается с годами и отлично держит лады. Эбеновое дерево обеспечивает яркую искрящуюся атаку с хорошим сустейном.

Клён

Клён славится своей плотностью, благодаря чему, как мы уже писали ранее, он звучит громко, ярко и “прозрачно”. Клён - не самый популярный материал, который используется в качестве накладки для акустических гитар, его с большей вероятность. можно найти на электрогитарах. Древесины тёмных оттенков считаются более традиционным выбором для акустических гитар. Клён - хороший выбор, если древесина корпуса вашей акустики звучит темно и тепло: в этом случае клён сможет сбалансировать звучание.    

Орех

Орех обладает крепкой древесиной, во многом схожей с палисандром. Именно поэтому, как и палисандр, орех является отличным вариантом в качестве материала верхней деки, однако не самым распространенным. Как и в случае с клёном - это является отчасти визуальным аспектом, однако среди музыкантов достаточно поклонников и этой древесины тоже.

Поверхность ореха - гладкая, он звучит ярко, однако в его звучании достаточно низких и средних частот.

К списку новостей Следующая новость