• Главная
  • Новости
  • Существует ли общепринятое правильное положение нижнего порожка на акустике?

Существует ли общепринятое правильное положение нижнего порожка на акустике?

Существует ли общепринятое правильное положение нижнего порожка на акустике?

Вопрос расположения бриджа и нижнего порожка на акустической гитаре - вопрос крайне важный, так как этот аспект напрямую влияет на общее звучание инструмента. Вы однако можете удивиться, узнав, что строгая формула в этом вопрос скорее отсутствует. Исследования показывают, что многие крупные гитарные бренды устанавливают нижние порожки под разными углами. А на на наших гитарах Takamine мы вообще используем нижний порожек из двух частей! Но ведь строй той или иной струны - параметр, который можно легко и точно измерить, и если в этом вопросе есть чёткое “правильно” и “неправильно”, как же так происходит, что в вопросе позиционирования нижнего порожка может быть несколько вариантов?

Этот вопрос - из тех, на которые часто нельзя найти простой ответ. Мы предпочитаем рассматривать каждую гитару - как отдельный инструмент, и при финальной настройке гитары работаем с каждой отдельной моделью в зависимости от её поведения. Тем не менее, конечно, мы можем попробовать ответить на этот вопрос в общих словах.   

Простейшие вычисления говорят о том, что нижний порожек должен располагаться на том же расстоянии относительно 12-го лада гитары, что и верхний. Тем не менее струны не обладают идеальной пластичностью, и из-за того, что коэффициент натяжения изменяется от струны к струне, нижний порожек располагают дальше от теоретической точки его нахождения. Жесткость струн заставляет ноты звучать более резко, чем наше восприятие считает гармоничным, поэтому нижний порожек располагают дальше от розетки, чтобы увеличить длину мензуры и сделать их звучание более мягким. Если все параметры аккуратно и точно измерены, вы получите инструмент, “строящий” по всей длине грифа.      

Верхний порожек также оказывает большое влияние на звучание инструмента и точность его настройки: здесь самое время отметить, каким образом он может повлиять на интонирование инструмента. Высокий верхний порожек (то есть тот, в котором слоты для струны вырезаны недостаточно глубоко) заставляет музыканта прикладывать больше усилий, чтобы прижать струну к ладу. Это особенно чувствуется на низких струнах. Есть и хорошие новости: современные технологии научились использовать жесткость струны себе во благо: при помощи так называемых компенсированных порожков лютье могут добиться мягкого и гармоничного звучания инструмента. 

Тем не менее, это возвращает нас к первоначальному вопросу: разве невозможно измерить все возможные характеристики порожков у разных брендов и вывести формулу идеального расположения порожка? Если отступить от нашего правила, что каждая гитара должна расцениваться как отдельный уникальный инструмент, мы используем следующий алгоритм: для гитары со стандартной мензурой 25.5” нужно прибавить 1/16” к длине мензуры для первых струны и 3/16” - для шестой струны. Такая разница в 1/8" поможет вашей гитаре звучать гармонично и читаемо. Дальнейшие мельчайшие подстройки могут потребоваться, если вы чётко представляете себе, какое конкретно звучание вы хотели бы получить. 

Вам может быть сложно принять тот факт, что такая простая и чётко измеряемая вещь, как строй может рассматриваться под разными углами и иметь несколько вариантов “правильной” формулы. Но ведь на самом деле ни одна гитара никогда не будет настроена идеально. Более того, это не светит ни одному струнному инструменту в принципе: сама идея 12-нотной темперации учитывает то, что каждая нота несет в себе немного “неправильного” тона. Именно поэтому мы чаще всего советуем нашим музыкантам полагаться на свой слух, а не на замеры тюнера.  
К списку новостей Следующая новость