• Главная
  • Новости
  • Артист Takamine Стивен Уилсон: “Я - просто гик, который полюбил писать музыку”.

Артист Takamine Стивен Уилсон: “Я - просто гик, который полюбил писать музыку”.

Артист Takamine Стивен Уилсон: “Я - просто гик, который полюбил писать музыку”.

Композитор и мультиинструменталист воскресил свой проект Porcupine Tree спустя 12 лет молчания, принося слушателям волну эмоций и надежду на новое творчество.

В 2010-м году Стивен Уилсон отыграл со своей группой Porcupine Tree солдаут шоу в знаменитом лондонском Royal Albert Hall. Тогда он ещё не сказал коллегам, что это - их последнее шоу, как минимум - в обозримой перспективе. Музыканты были вовлечены в безумный цикл записей и туров на протяжении 17 лет. И несмотря на то, что коллектив стал широко известен в кругах своей аудитории, их песни никогда не играли на радио или на телевидении, хотя все эксперты прочили им успех. За 10 альбомов этого так и не произошло. И Уилсон почувствовал, что устал от всего этого.  

Группа ушла в бессрочный отпуск, а Стивен Уилсон плотно занялся своей сольной карьерой. Спустя некоторое время большинство поклонников сошлись во мнении, что ждать воссоединения Porcupine Tree не стоит.

“Я тоже приложил к этому руку, - признает Уилсон. - Я говорил людям: “Нет, забудьте, мы не соберёмся вместе вновь”. Но это было ложью. Я врал, чтобы помочь им сфокусироваться на том, что я делал в тот момент. В то же время мы в секрете работали над новым материалом, который должен был ознаменовать возвращение группы на сцену”.

И группа вернулась с 11-м полноформатным альбомом под названием Closure/Continuation. На десяти треках, общей длительностью чуть больше часа, Уилсон, барабанщик Гэвин Харрисон и клавишник Ричард Барбьери воссоздают классическое звучание группы, смешанное со свежими импульсами и современными веяниями.   

Гортанное агрессивное звучание баса на первом треке - “Harridan” - даёт старт путешествию по кинетическому миру музыки, находящемуся в прекрасном балансе - где-то между блаженным спокойствием и неожиданной турбулентностью. Второй трек - “Of the New Day” отличается проникновенно-грустным припевом, а следующий за ним таинственный “Chimera’s Wreck” создаёт десятиминутное концентрированное чувство тревоги. Среди прочих можно отметить зловещий “Herd Culling” и мрачный “Rats Return”.    

Сложно сказать, что заставило группу двигаться вперёд. Вероятно, аморфные аранжировки, которые позволили музыкантам дышать свободнее, или едва ощутимые цепочки яростных обертонов, полных надежды. Или сила в голосе, благодаря которой удалось связать каждую эмоциональную и сложную часть в одну большую цельную картинку. Одно остаётся понятным: творческий отпуск пошёл группе на пользу.   

Хотя Porcupine Tree официально никогда не расходились, в период с 2010-го по 2012-й они практически не встречались, по крайней мере - в рабочей атмосфере. В 2012-м же они начали десятилетний проект по написанию нового материала, который в итоге и стал Closure/Continutation. По словам Уилсона, написание материала носило достаточно спонтанный характер. В начале они собирались вместе лишь на пару недель в год.   

“Думаю, в первую очередь это происходило из-за того, что мы не хотели чувствовать какое-либо давление по поводу нового альбома Porcupine Tree, - делится своими соображениями Уилсон. - Многие думали, что мы прекратили своё существование, и меня устраивало такое положение дел: мы могли спокойно работать над новым материалом, без дедлайнов”,

Локдаун 2020-го года подстегнул группу в конце концов довести задачу до конца, но запись бы так и не увидела свет, если бы группа не убедилась в том, что сделала что-то принципиально новое. Одной из причин тяжёлого морального состояния Уилсона в 2010-м году стало то, что, по его ощущениям, последняя на тот момент запись - The Incident - была создана практически без вдохновения. “Мне казалось, что мы переживаем творческий упадок, и наша музыка не становится лучше, - говорит он. - Всё начинало звучать достаточно одинаково. А мне всегда было важно, чтобы группа развивалась в процессе создания новой музыки”.   

И он считает, что они явно преуспели в этом отношении, учитывая последний альбом. “Я горжусь новой музыкой, и считаю, что это - одна из наших лучших работ, - говорит Уилсон. - Время покажет, как к ней отнесутся люди - сложно судить в такой короткий срок. Но уже сейчас я уверен, что этот альбом станет одним из самых популярных и успешных в нашей карьере”.

Преданные поклонники могли обратить внимание, что бас-гитарист Колин Эдвин не принял участие в записи этого альбома. Вместо него басовые партии сыграл сам Стивен. По его словам, он не хотел заменять Эдвина, просто так сложилось. “Для меня показалось обычной практикой попробовать что-то помимо гитары, - говорит Уилсон. - И в конце концов мы просто записали так весь альбом”.

Подходя к басовым партиям с точки зрения гитариста, Стивен достаточно здорово перевернул представления о типичных правилах и приёмах. “Я играю на басу как гитарист, - комментирует он. - Я много играю на верхних ладах, я играю мелодии, я играю аккорды, я, наверное, не похож на традиционного басиста”.

Использование баса в качестве инструмента для написания альбома помогло сделать его более качёвым и рифовым, в отличие от предыдущих альбомов. А сам подход позвонил Уилсону по-новому взглянуть на то, как он пишет музыку. “Я писал на гитаре последние 25 лет. И, честно говоря, когда я беру её в руки сейчас, я просто уже не знаю, что ещё с ней сделать! - говорит он. - Но когда я пробую сочинять на басу или использую клавиши - я чувствую, что существует ещё множество вещей, которые я не делал! Я сам себя удивляю этим”.

Помимо акустического боя и перебора на некоторых треках и агрессивных рифов - на других - гитару на новом альбоме практически не заметно. Уилсон снабжает свои аранжировки соло-партиями, которые показывают его превосходное владение инструментом, но в остальном отчётливо чувствуется, что именно бас-гитара - основной инструмент на Closure/Continuation.

В июле Стивен Уилсон также выпустил ещё один проект: 320-страничную автобиографию под названием “Limited Edition of One”. Её подзаголовок “Как преуспеть в музыкальной индустрии, не становясь частью мейнстрима”, пожалуй, отражает всю суть книги.

“Мне всегда казалось, что это будет очень скучная книга. Я думал: о чём мне писать книгу, у меня нет весёлых историй из тура - про наркотики, религию или девочек. Я - просто гик, который полюбил писать музыку”.

“Потом ребята из издательства объяснили мне, почему моя книга на самом деле может стать интересной. Люди устали от этого традиционного флёра рок-н-ролла, они слышали всё это уже слишком много раз. В тот момент я подумал, что, может быть, мне и стоит заняться книгой”.

В книге Уилсон подробно рассказывает о том самом “гике”, который в подростковые годы был особенно увлечен творчеством Боуи и композитора Карлхайнца Стокхаузена. Но прежде чем удариться в биографию, музыкант описывает общее настроение группы на концерте 2010-го года, а затем развеивает самые популярные мифы о себе, рассказывает о самой грустной песне, которую он когда-либо написал, и поясняет, почему так и не стал “суперзвездой”. А ещё он упоминает, как любит делать всевозможные списки. “Я обожаю писать списки дел, а потом вычёркивать из них то, что я уже сделал. Удовлетворение проделанной работой - ни с чем не сравнимое чувство”, - комментирует Уилсон. Будучи человеком-гиперконтролем, он всегда пишет максимально однозначные электронные письма: “Иногда у меня просыпается паранойя из-за того, что люди могут неправильно интерпретировать твои слова, если ты не выразился однозначно”.

В своей книге Стиве также пишет, что не считает себя гитарной звездой. “Я всегда чувствую себя не на своём месте, когда мне приходится давать интервью для гитарных журналов”.

В то время как большинство считают Стивена Уилсона исключительно музыкантом стиля прогрессив рок, его последняя сольная работа - The Future Bites 2021-го года - совершенно не укладывается в это представление, сочетая в себе электронную музыку и синт-поп. Учитывая это, не удивительно, что на вопрос “каких музыкантов вы считаете на самом деле прогрессивными на данный момент”, Стивен называет исполнителей хип-хопа.

“Нравится вам это или нет, Но Кэни Вэст - невероятно инновационный продюсер, - говорит Уилсон. - А ещё есть Кендрик Ламар. Если послушать, как они структурируют музыку, и как они вообще пишут музыку, всё это будет звучать крайне странно для человека, который вырос на роке. Мне кажется, это всё очень интересно и стоит послушать”,

К списку новостей Следующая новость