Записываем акустическую гитару как профессионалы

Записываем акустическую гитару как профессионалы

Если вы когда-либо пытались записать вашу акустическую гитару, то знаете, что этот процесс напоминает замысловатое сочетание науки и колдовства, а его результат - сродни алхимии. Наши сегодняшние гости, которые имеют обширный опыт в записи акустической гитары, собрались, чтобы поделиться советами на тему того, как получить прекрасное, тёплое и экспрессивное звучание на записи. Джерри МакФерсон является первоклассным сессионным гитаристом, работавшим с такими звёздами как Келли Кларксон, Тим МакГроу и Фэйт Хилл, а Джаккер Кинг - продюсер, выигравший три Грэмми за свою работу с Томом Уэйтсом, Бадди Гаем и Kings Of Leon. 


На что ты обычно обращаешь внимание, выбирая акустическую гитару для записи? 

Джерри: “Обычно, первое, на что я обращаю внимание - как та или иная акустическая гитара ведёт себя в том или ином треке. В отличие от живых выступлений, гитара для записи не всегда должна обладать громким звучанием или большим количеством низких частот. Если у гитары слишком ярко выраженные низы, она может попросту потеряться в общем миксе трека. Если у гитары слишком яркие верха, она будет звучать пискляво и плоско. Инструмент с хорошей, мягкой серединой - всегда вне конкуренции!    

Если достаточно много причин, почему акустическая гитара может звенеть: это не так заметно во время живых выступлений, но это может очень сильно испортить песню во время записи. Даже если гитара отстроена идеально, могут звенеть, например, струны за верхним порожком: в таком случае у меня всегда есть с собой кусочек поролона или другого материала, который я могу продеть под струнами, чтобы заглушить их. Ещё один важный момент - чтобы гитара строила по всей длине грифа. Если гитара не строит в каком-либо диапазоне - толку от такого инструмента мало: в этом случае и инструмент за 2000 долларов будет звучать как инструмент за 200”.      


Мир сессионной музыки, должно быть, очень требователен и отличается высокой конкуренцией среди его обитателей. Как выделиться среди остальных и получать действительно большие заказы?  

Джерри: “Сессионный музыкант должен обладать большим количеством навыков. Один из них - понимание того, что твоя цель - заставить ту или иную песню звучать так хорошо, как она никогда не звучала до этого. Иногда говорят, что мы - часть обслуживающей индустрии, и это - правда. Мы работаем не для того, чтобы показать себя в лучшем свете, мы - не фокус в этой ситуации. Но мы можем привнести артистизм в то, что делаем.     

Ещё один важный навык - умение играть в различных стилях, приемах, техниках и т.д., которые могут пригодиться в записи той или иной песни. Я многому научился во время туров, особенно когда мне нужно было играть партии, которые до этого играл кто-то другой. Он мог сыграть её один раз в студии, а затем я играл её сотни раз на репетициях и на выступлениях. Проигрывание чьих-то партий огромное количество раз надолго запечатлит её в вашей памяти и поможет привыкнуть к законам того или иного стиля.       

Внимание и слух, конечно же, очень важны. Слушайте, что играют другие музыканты, слушайте заготовки песни или готовую песню, чтобы почувствовать её дух и настроение, слушайте вокал, чтобы работать с ним гармонично, слушайте комментарии от других членов коллектива”. 


Какие необходимые инструменты ты всегда берешь с собой на сессию?

Джерри: “Мне нравится брать с собой несколько гитар: у меня всегда есть с собой винтажная акустика, которая звучит тепло и обладает плотной серединой. Также у меня с собой обычно современный инструмент, на случай, если это потребуется в той или иной песне. Также у многих музыкантов, которые нанимают меня, есть своя акустика, и иногда я играю на ней: её звучание знакомо музыканту, и он может чувствовать себя комфортнее.    

Ещё у меня с собой множество разных медиаторов для разных звучаний и техник, несколько каподастров, гитарные тюнеры, инструменты для ремонта и, конечно же, пара запасных комплектов струн. Всегда важно помнить, что вещи ломаются, и важно иметь план Б”.  


Какие ошибки ты считаешь самыми распространенными в процессе записи гитаристами акустической гитары?  

Джерри: “Я бы сказал, в целом - это прикладывания слишком большого количества усилий в том или ином аспекте. Я имею в виду, например, использование слишком большого количества компрессии или тонны эффектов. Это же касается слишком жесткой игры на инструменте”.     

Джаккер: “Слишком энергичная игра и неправильный выбор медиатора! Я советую попробовать несколько медиаторов разной толщины, чтобы понять, какой подходит лучше всего”. 


Если речь заходит о домашней записи, выбор комнаты для записи будет иметь огромное влияние на общее звучание гитары. Какие факторы нужно учитывать в этом ситуации?

Джерри: “Раньше я думал, что идеальный вариант - изолированная комната, но другие продюсеры и инженеры убедили меня, что лучше, когда в помещении присутствует немного “жизни”. Тем не менее, я предпочитаю большие помещения, чтобы быть уверенным в том, что на записи не будет слышно проезжающих машин, пролетающих самолётов, лая собак и тому подобного. Ты можешь не обратить на это внимание во время самой записи, однако всё это обязательно вылезет во время сведения”. 

Джаккер: “Важно выбрать помещение, звучание в котором подходит той или иной песне. Как правило, я советую выбирать помещения, в котором находится меньше мебели, но правила созданы, чтобы их нарушать”.


Выбор микрофона для записи также играет огромную роль. Как ты думаешь, какой стоит выбрать, чтобы получить тёплое, натуральное звучание?

Джерри: “Я обычно записываю в моно при помощи AKG 414. Я попробовал несколько вариантов, но именно эта модель дала мне то звучание средних частот, которое я искал. Но мои звуковые предпочтения вероятно сильно отличаются от он большинства других музыкантов. Я оцениваю звучание по тому, как оно соотносится с ритм-секцией, а не по тому, как оно звучит само по себе. Эти подходы очень сильно отличаются друг от друга. Если вы записываете сольный акустический проект - вам, скорее всего, нужны гладкие верха и тёплые низы. Но в рамках сессионной работы такой подход может “перебить” другие инструменты. Если мне нужно супер тёплое звучание, я могу использовать что-то из ленточных микрофонов”.      


Расположение микрофона - очевидно ещё одна тема для споров. Как ты считаешь, где должен быть расположен микрофон?  

Джерри: “Я использую достаточно типичный сценарий: микрофон расположен на расстоянии 5”-6” от гитары в районе соединения грифа с корпусом. Если речь идёт о гитаре с соединением на 14-м ладу, микрофон будет направлен в район 13-го. Однако существует множество факторов, которые могут повлиять на место расположения: инструмент может звучать слишком резко или ярко, например: в такой ситуации нужно будет поменять и расстояние до инструмента и место направления микрофона. Также, если нужно получить более объёмное звучание, я отодвину микрофон подальше.   


Как ты думаешь, какими главными качествами должен обладать гитарист, который приходит записываться в твою студию? 

Джаккер: “Я бы сказал, что самое важное - подготовка: нужно принести с собой гитары, которые подойдут для записи той или иной песни, эти гитары должны быть отстроены. Если в песне используются эффекты, у музыканта с собой должен быть педалборд, включающий в себя разнообразные педали, такие как овердрайв, реверб, дилей и так далее. Ну, ещё важно взять медиаторы, каподастр, тюнер…  

Иногда музыканту стоит быть знакомым с песней, чтобы он мог высказать свои соображения или предложить какие-либо идеи и добавления к существующей партии. Конечно, в случае с сессионными музыкантами, они скорее предпочитают приходить на запись “с чистого листа”. В любом случае, креативные способности - это очень важно для любого сессионного музыканта”.  


Будучи продюсером, как сильно ты вникаешь в то, что делают музыканты, с которыми ты работаешь? Позволяешь ли ты действовать им независимо, или процесс носит скорее коллективный характер? 

Джаккер: “Я вникаю в то, что касается звука, но всегда позволяю музыкантам “вести”. Если у них есть какое-то своё представление о том, каким должно быть звучание, я обязательно принимаю это к сведению и предлагаю им альтернативы, если я считаю, что они уместны. Лучшая музыка - это результат человеческого вдохновения”.    


Наконец, есть ли у вас какие-то советы, которые наши читатели могли бы использовать, чтобы из запись акустической гитары звучала более профессионально? 

Джерри и Джаккер: “Важно учитывать несколько вещей. В первую очередь - обзаведитесь хорошим, отстроенным инструментом и качественным микрофоном. Может, это звучит слишком очевидно, но мы лишь хотим сэкономить ваше время, которое вы потратите на попытки добиться совершенства от несовершенного оборудования. Убедитесь, что гитара строит, и что она звучит гармонично в миксе с другими инструментами, если они есть. Иногда я специально использую старые струны, если их звучание подходит под настроение песни. Если в композиции требуется искрящийся яркий звук - лучше использовать новый комплект. 

Ещё один важный момент - запомнить, в каком месте гитара находится относительно микрофона в процессе записи. Если вы слишком сдвинетесь относительно изначальной позиции, звучание на записи обретет совершенно другой характер, и придётся переписывать всё заново! Обычно я прикрепляю сверху микрофона карандаш, и запоминаю, под каким углом он смотрит на гитару. Последнее, что вы хотите услышать от звукоинженера - вопрос “Ты что, двигался относительно своего изначального положения?”. Удачи с записями!” 


К списку новостей Следующая новость